Муниципальное образование "Старомайнский район"
Сетевое издание, 16+

Легализация трудовых отношений

Нелегальная (неформальная или теневая) занятость

Нелегальная (неформальная или теневая) занятость — актуальная проблема современной трудовой практики. Отдельные работодатели предпочитают не оформлять трудовые отношения, а некоторые жители по-прежнему получают зарплату «в конвертах» и работают без оформления трудового договора. 

Теневая занятость – это вид занятости, при котором скрывается факт наличия трудовых отношений между работником и работодателем. Данный вид трудовых отношений обычно возникает по инициативе работодателя, чтобы уклонится от уплаты налогов. Работодатель выплачивает заработную плату наличными, не думая о последствиях «серого» заработка для своего работника. 

Но бывают случаи, когда работник сам проявляет инициативу для нелегального трудоустройства. Причинами могут быть: отсутствие специального образования и квалификации, а также опыта работы, гибкий график работы, совмещение с основной учебой, дополнительный доход, снижение суммы алиментов и т.д. Отсутствие легальных трудовых отношений приводит к ряду последствий, при которых страдает в первую очередь работник. 

Также в настоящее время очень популярна так называемая «смешанная» занятость. В данном случае работодатели выплачивают заработную плату работникам, принятым на работу по трудовому договору, но сверх суммы небольшого «белого» оклада неофициально выплачивают «серую» заработную плату, что также является грубым нарушением.

Информируем работодателей и работников о необходимости официального оформления трудовых отношений.

  • неоплаченные больничные и отпуска (ежегодный отпуск, учебный отпуск студентам, денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска);
  • отсутствие доплаты за работу в ночное время, за сверхурочную работу, работу в праздничные дни;
  • несоответствие условий труда и продолжительности рабочего дня нормам трудового законодательства;
  • отсутствие расчета при увольнении; отсутствие гарантии сохранения рабочего места в период временной нетрудоспособности, декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком;
  • отказ в получении банковского кредита или визы;
  • получение отказа в расследовании несчастного случая на производстве;
  • риск увольнения в любой момент по инициативе работодателя без выплаты заработной платы;
  • отсутствие права на страховую пенсию при достижении пенсионного возраста;
  • угроза привлечения к ответственности за незадекларированные доходы (за уклонение от уплаты налогов физическим лицом предусмотрена уголовная ответственность (статья 198 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Видами неформальной (теневой) занятости могут являться:
  • выполнение работником трудовой функции за вознаграждение без письменного оформления трудового договора;
  • выполнение работ (предоставление услуг) за вознаграждение с использованием цифровой платформы, которая выступает в качестве посредника между исполнителем и его клиентами (платформенная занятость);
  • осуществление гражданами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в установленном порядке.

Минтруд утвердил перечень признаков нелегальной занятости, по которым будут выявлять и привлекать к ответственности недобросовестных работодателей. Информацию о таких работодателях передадут в Роструд и комиссии по противодействию нелегальной занятости населения для проведения соответствующих проверок. Рассказываем, какие работодатели попадут под подозрение в первую очередь и какие меры ответственности им грозят.

С 1 января 2024 года вступил в силу новый Федеральный закон от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в РФ», который в числе всего прочего предусматривает создание и функционирование региональных межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости. 

Комиссии будут формировать из представителей ФНС, СФР, прокуратуры, МВД, Роструда и профсоюзов. Главная цель работы таких комиссий – борьба с работодателями, допускающими нарушения, связанные с неформальной занятостью и уклоняющимися от надлежащего заключения с работниками трудовых договоров. 

Для реализации указанной цели комиссии с 1 марта 2024 года получили право запрашивать у ФНС и других ведомств сведения обо всех работодателях, в деятельности которых имеются те или иные индикаторы нелегальной занятости, включая персональные данные работников и сведения, составляющие налоговую тайну (ч.5 ст.70 Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ). Доступ к налоговой тайне комиссиям открыли с 1 марта 2024 года (ч.5 ст.70 закона №565-ФЗ).

В связи с этим Минтруд утвердил перечень признаков, которые теперь сигнализируют о том, что работодатель нарушает трудовые права своих сотрудников, не заключает с ними трудовые договоры или прикрывает трудовые отношения гражданско-правовыми договорами. 

Признаки теневой занятости и перечень сведений, передаваемых налоговыми органами в комиссии по противодействию нелегальной занятости, установлены в соответствии с приказом Минтруда от 02.02.2024 №40н.

Если будут выявлены факты теневой занятости, то работодателя привлекут к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения. Данное нарушение грозит ИП штрафом в размере от 5 000 до 10 000 рублей, должностным лицам организаций – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 50 000 до 100 000 рублей. 

За выплату сотрудникам зарплаты ниже МРОТ работодателей оштрафуют по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для ИП назначат в размере от 1 000 до 5 000 рублей, а для организаций - от 30 000 до 50 000 рублей. 

Также работодателей могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неполное удержание и перечисление в бюджет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению налоговым агентом. Штраф составит 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет. 

Кроме того, работодатели, уличенные в содействии нелегальной занятости, попадут в специальный открытый реестр недобросовестных работодателей. Такой реестр появится в интернете в свободном доступе уже в 2025 году (ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ). 

Что делать работодателю?

Чтобы избежать штрафов и попадания в реестр компаний-нарушителей, работодатели должны исключить из своей деятельности все указанные выше признаки нелегальной занятости. В первую очередь необходимо позаботиться о надлежащем и своевременном оформлении трудовых договоров со всеми сотрудниками, с которыми у работодателя фактически сложились трудовые отношения. 

По действующим правилам при фактическом выполнении сотрудником трудовой функции работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения сотрудника к работе (ст.67 ТК РФ). Если с сотрудником вместо трудового договора заключен гражданско-правовой договор, то он не должен содержать в себе признаки трудового договора и не может прикрывать собой трудовые отношения. К признакам трудовых отношений относятся (постановление Пленума Верховного Cуда РФ от 29.05.2018 №15): 

  • устойчивый и стабильный характер отношений между работодателем и сотрудником;
  • подчинение сотрудника правилам внутреннего трудового распорядка и графику работы;
  • выполнение работ на территории работодателя и на оборудовании, предоставленном работодателем;
  • обеспечение работодателем условий труда исполнителя, а также выдача ему инструментов, сырья, материалов, средств индивидуальной защиты;
  • получение вознаграждения за выполненную работу ежемесячно в одном и том же размере;
  • выполнение сотрудником работы в соответствии с указаниями работодателя;
  • оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы;
  • выполнение работ на постоянной основе и др.

Если договоры ГПХ, заключенные с сотрудниками, содержат в себе перечисленные признаки и действительно прикрывают трудовые отношения в целях налоговой оптимизации, то данные договоры лучше добровольно переквалифицировать в трудовые договоры, не дожидаясь проверок и штрафов от контролеров. 

При этом заработная плата, выплачиваемая сотрудникам по трудовым договорам, не должна быть меньше действующего размера МРОТ, который в 2025 году составляет 22440 рублей в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от 29.10.2024 № 365-ФЗ)). В МРОТ нельзя включать районные коэффициенты и процентные надбавки за работу на Крайнем Севере, выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также доплаты за совмещение должностей и разовые премии. 

Помимо МРОТ, работодатели должны ориентироваться и на средний региональный уровень заработных плат, действующий в той или иной сфере экономики. Зарплаты, выплачиваемые сотрудникам, должны как минимум соответствовать данному уровню и не отклоняться от него (в сторону уменьшения) более чем на 35%. 

Что касается сотрудничества с самозанятыми, то законодательство не запрещает организациям и ИП привлекать к выполнению работ и оказанию услуг для собственных нужд плательщиков налога на профессиональный доход. В то же самое время такое сотрудничество опять же не должно прикрывать собой фактически сложившиеся трудовые отношения. 

И если компания сотрудничает с большим количеством самозанятых (больше 10 человек) на протяжении более 3 месяцев в году, то выплаты в пользу самозанятых лучше ограничить суммой в 20 000 рублей в месяц (приказ Минтруда от 02.02.2024 №40н). В противном случае есть риск переквалификации договоров с самозанятыми в трудовые договоры с последующим доначислением работодателю налогов и страховых взносов.

Если организация или ИП будут иметь в своей деятельности хотя бы один из признаков нелегальной занятости, перечисленных в приказе Минтруда от 02.02.2024 №40н, информацию о таких работодателях налоговики передадут в Роструд и комиссию по противодействию нелегальной занятости.  

В составе сведений в комиссии будут передавать данные о наименовании компании, которая потенциально нарушает ТК РФ, ее ОГРН, ОГРНИП, ИНН, КПП, адрес места нахождения, контактные данные, сведения о работниках и исполнителях по договорам ГПХ и величине их заработка. 

Признаки нелегальной занятости 

С 1 марта 2024 года о нелегальной занятости свидетельствуют следующие признаки (приказ Минтруда от 02.02.2024 №40н): 

  • выплата заработной платы в размере ниже МРОТ более 10 работникам, если доля таких работников составляет не менее 10% от общего числа сотрудников (доплаты и выплаты в пользу работников по гражданско-правовым договорам в расчет не берутся);
  • наличие более 10 заключенных договоров с самозанятыми физлицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 000 рублей и средняя продолжительность работы которых в компании составляет более 3 месяцев за год;
  • отклонение среднемесячной заработной платы, выплачиваемой работникам, от среднеотраслевой заработной платы по региону более чем на 35%. 

На основании всех этих сведений комиссии будут проводить проверки работодателей на предмет выявления фактов теневой занятости.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie