В 2022 г. консультационным центром и пунктами для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» было дано 3915 консультаций (3883 – в устной форме, 32 – в электронной форме):
- 1310 консультации связаны с вопросами в сфере предоставления услуг,
- 2260 консультаций связаны с вопросами приобретения товаров,
- 345 консультации по общим вопросам.
В 2021г. консультационным центром и пунктами для потребителей было дано 3914 консультаций (3883 – в устной форме, 31 – в электронной форме):
- 1332 консультаций связано с вопросами в сфере предоставления услуг,
- 2225 консультация связана с вопросами приобретения товаров,
- 357 консультации по общим вопросам применения законодательства о защите прав потребителей.
По сравнению с предыдущим годом возрос количественный показатель востребованности консультаций в сфере розничной торговли.
Также стоит отметить, что в 2022 году востребованность консультаций по товарам (2260 ед.) превалирует над консультациями по услугам (1310 ед.)
В 2022году возросло количество консультаций по вопросам защиты прав потребителей при покупке:
- технически-сложных товаров (товары с недостатками, нарушение волеизъявления при выборе вида требования; введение в заблуждение относительно срока гарантии, непредоставление необходимой информации о свойствах товара и т.д.);
- парфюмерно-косметических изделий (недостатки, признаки фальсификации, непредоставление информации о товаре);
- изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (товары с недостатками, порядок оспаривания действий продавца);
- строительных материалов (недостатки, введение в заблуждение);
- дверей (входные, межкомнатные – несоответствие договору по характеристикам, нарушение срока доставки, недостатки);
- пластиковых окон и иных видов окон (недостатки монтажа, нарушение срока исполнения договора);
- товаров дистанционным способом (недостатки товаров, несоответствие договору, порядок возврата – условия возврата, ущемляющие прав потребителя).
2022 год отмечен по-прежнему высоким показателем консультаций граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (качество услуг, порядок перерасчёта стоимости услуги в связи с временно отсутствующими, порядок оспаривания решений общего собрания собственников, экономическая обоснованность повышения размера платы за содержание общедомового имущества и т.д.).
Также возросло количество консультаций по услугам долевого строительства, финансовым услугам и услугам страхования, бытовым услугам (ремонт бытовой техники, автомобилей, услуги химчистки и т.д.), транспортным услугам (нерегулярность работы общественного наземного транспорта, порядок возврата авиабилетов, претензии в отношении услуг такси (отказ в вызове, искусственное повышение цен на услуги и т.д.).
За разъяснениями по общим вопросам законодательства о защите прав потребителей (в сфере розничной торговли, оказания услуг, разъяснения по вопросам порядка обращения потребителей в суд) в 2022 году обратились 345 потребителей (в 2021г.- 357).
По сравнению с предыдущим годом возросло количество информационных материалов (памятки, буклеты, листовки) в целях усиления роли просвещению граждан в области защиты прав потребителей.
Так, в 2022г. консультационным центром и пунктами были подготовлены информационные материалы для распространения, в которых были освещены 192 темы.
Тематику информационных материалов определяли: тематический план «горячих линий» Роспотребнадзора на 2022г.; медиапланы; актуальные вопросы и т.д.
На официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» в разделе «Консультационный центр» было размещено 63 публикации на темы, связанные с вопросами дистанционной продажи товаров, товаров детского ассортимента, правил продажи непродовольственных товаров, правил продажи пищевых продуктов, по вопросам оказания туристских услуг, финансовых услуг, транспортных услуг и т.д..
В 2022 году специалисты консультационного центра и пунктов для потребителей приняли участие в проведении 12 тематических горячих линий.
В рамках проведения Всемирного Дня защиты прав потребителей под девизом «Fair Digital Finance - Справедливые цифровые финансовые услуги» специалисты консультационного центра и пунктов для потребителей организовали и провели просветительские мероприятия в 18 образовательных учреждениях города и области (Ульяновский государственный аграрный университет им. Столыпина П. А., ОГБПОУ Ульяновский техникум железнодорожного транспорта, МОУ СОШ №53, МБОУ г.Ульяновска Губернаторский лицей №101 им. Народного учителя РФ Ю.И. Латышева, МБУ ДО ДШИ № 7; МБОУ Таволжанская ОШ им. Героя советского союза Н.А. Котельникова среди, МКОУ Нагаевская СШ, ОГБПОУ «Карсунский технологический техникум», МБОУ «Усть-Уренская ОШ», МБОУ Новопогореловская СШ им. Буинцева; МОУ Красновосходская СШ, МОУ Никулинская СШ, МОУ Ундоровский лицей, МОУ Солдатскоташлинская СОШ, МОУ Скугареевская СШ; МОУ СОШ №1 р.п. Кузоватово ул. Рабочая 22; МОУ СОШ №3 р. п. Кузоватово ул. Школьная д.№39, Кузоватовский технологический техникум р. п. Кузоватово ул. Октябрьская д. №30).
Тематика мероприятий включала в себя беседы на заданные темы: «Как можно сделать использование банковской карты максимально безопасным», «Способы защиты от интернет-мошенников», «Решили взять кредит - на что в первую очередь следует обратить внимание?», «Микрофинансовые организации. Плюсы и минусы», «Что нужно знать перед тем, как взять кредит». Также использовалась форма тестирования, например тест «Осторожно мошенники!». В мероприятиях приняли участие более 500 человек.
В 2022г. при содействии Управления Роспотребнадзора, Управления образования Ульяновской области был организован и проведён творческий конкурс по трём номинациям на тему «Справедливые финансовые рынки». По результатам конкурса памятными подарками и дипломами были отмечены 31 победитель.
Также в отчётный период на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» были размещены следующие информационные материалы: Досрочно расторгаем договор страхования; Финансовые услуги - основные нарушения прав потребителей; Как не стать жертвой мошенников; Защита прав потребителей финансовых услуг; Мошенничество с банковскими картами онлайн; Обращение банкнот. Проверка подлинности; Потребительское кредитование. Условия досрочного погашения. Как распознать мошенников. Услуги страхования. Советы потребителю.
Более 300 школьников и студентов приняли участие в опросе путём анкетирования. Вопросы анкеты направлены на повышение правовой грамотности в сфере финансовых услуг.
В рамках мероприятий, посвящённых всемирному Дню прав потребителей, были организованы встречи с гражданами пожилого возраста, посещающих центы активного долголетия. Тематика мероприятий коснулась вопросов, направленных на повышение уровня бдительности, внимания и противодействия недобросовестным видам практик (кибермошенничество, телефонные мошенники, проблемы, связанные с работой социальных инженеров, которые с помощью психологических приемов выманивают деньги или данные для доступа к чужому счету).
Консультационный центр для потребителей еженедельно осуществляет консультирование граждан в территориальных подразделениях многофункциональных центров г.Ульяновска.
В 2022 году в порядке консультирования граждан в МФЦ за консультациями обратились 304 человека, включая личный приём граждан и консультирование по телефону.