Ранее возникшими правами на объект недвижимости признаются права, возникшие до 31.01.1998 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Данные права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в реестре недвижимости, из чего следует, что государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.
Однако, наличие сведений о правообладателях в ЕГРН обеспечивает должную защиту гражданских прав и имущественных интересов, убережет землепользователей и землевладельцев от мошеннических действий с их имуществом, а при наличии в ЕГРН контактных данных правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса) позволит органу регистрации прав оперативно направить в адрес титульных владельцев различные уведомления. Кроме того, информация о владельце участка позволит обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет в некоторых случаях избежать возникновения земельных споров.
Правообладатель вправе самостоятельно обратиться в МФЦ с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права, а если такая возможность у гражданина отсутствует. уполномоченный орган в лице органа местного самоуправления (далее - ОМС) проведет всю необходимую работу самостоятельно.
ОМС имеет право на обращение с заявлением о проведении государственной регистрации права от имени граждан, имеющих в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства, расположенные на территории соответствующих муниципальных образований
При обращении за государственной регистрацией ранее возникшего права от имени и в интересах правообладателя ОМС представляет в регистрирующий орган соответствующее заявление, а также правоустанавливающий (право удостоверяющий) документ. Государственная пошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 права на объект недвижимости, не взимается.
«Гражданину с документом, удостоверяющим личность, документом-основанием возникновения права нужно обратиться в ОМС с заявлением о проведении государственной регистрации ранее возникшего права. В случае, если у гражданина потерян документ-основание, необходимо сообщить реквизиты документа, в этом случае ОМС предпримет действия по получению этого документа из архива» - отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области Корженкова Ирина Николаевна.
Представитель правообладателя в данном случае действует не на основании нотариально удостоверенной доверенности, а в силу прямого указания, основанного на статье 12 Федерального закона №93-ФЗ от 30.06.2006 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
По результатам проведения государственной регистрации на объект недвижимости орган регистрации направляет в уполномоченный орган выписку, которая подтверждает наличие в ЕГРН записи о ранее возникшем праве гражданина на объект недвижимости.